По археологическим данным человек на территории европейской части России и Беларуси появился примерно 100-35 тыс. лет тому назад, но в результате ряда причин развитие людей здесь задержалось на тысячелетия. Только в 1-2 веке нашей эры в этом регионе появились поселения людей. Наши предки славяне начали расселяться здесь только в 6-8 веках нашей эры, создавая прототип государства.

Археологические раскопки свидетельствуют, что зачатки хирургии уже были у славянских племен в этот период. Маврикий в конце VI в. в своем «Стратегиконе» писал, «что славяне пользовались стрелами, смоченными сильнодействующим ядом. Сами же они профилактически принимали противоядие, а в случае ранения пользовались другими вспомогательными средствами, известными опытным врачам, иссекали место ранения, чтобы яд не распространялся на остальной части тела». Данное высказывание подтверждает предположение, что у славян в древние времена были известны опытные врачи, владевшие хирургическими методами лечения. При раскопках курганов археологи нашли многочисленные костные останки людей со следами повреждений и заболеваний с прижизненными заживлениями: «наростами на костях, должно быть, болезненного происхождения», «вдавления черепа во многих местах, а также разновидные на них наросты и бугры», сросшиеся переломы костей ног, рук, ребер и челюстей. Все эти «неправильности, происходящие от болезней и от механических повреждений, находятся на остовах всех эпох» (Г. X. Татур) Обнаружены трепанационные отверстия в черепах.

У восточных славян были обширные познания о болезнях. Наши предки различали такие хирургические болезни: рожа, ожог, рана, перелом кости, грыжа, боли живота, колотье в боках. Лечение осуществляли лекари, у которых большой популярностью поль: * юсь “реза- ние”, “рукоделие”, т. е. хирургическая помощь. Лекари ъ. ли в своем распоряжении хирургические “снасти” (инструменты). Различные железные шилья и иглы применялись для прокола гнойников, сшивания разорванных тканей человека; ножи, пилы, долота для выполнения ампутаций и удаления инородных тел; песты и зернотерки для изготовления лекарственных снадобий: отваров, мазей, порошков, настоев. Объем хирургических манипуляций был традиционным для древнего человека: остановка кровотечений, удаление инородных тел, вскрытие гнойников, обработка ран, ампутации. Интересно, что древние славяне умели зашивать раны, используя суровые конопляные нитки, “струны” из ниток изготовленных из брюшины молодых животных. В качестве перевязочного материала применялась баранья шерсть. Известны им были болеутоляющие средства – красавка, болиголов, опий. Среди народных лекарей Руси были костоправы, камне- сечениы, очные, кильные (грыжевые), чечуйные (по лечению геморроя) и т. д. Специализация строго соблюдалась. Когда сделан диагноз, знахарь приступает к лечению болезни заговорами, травами и другими средствами. Но когда при исследовании находит, что болезнь не его специальности, например, “рожа”, а не колтун, знахарь заявляет об этом больному и направляет его к другому специалисту. Если болезни сложные, т. е. та и другая вместе, что обеспокоено, находят знахари, то они лечат только по своей специальности, например, колтун, а для исцеления от “рожи” отсылает больного к другим сведущим лицам». Знания знахарей и лекарей того периода базировались как на передаваемом народном опыте, так и на знаниях соседних народов. Имеется много указаний на то, что волхвы читали и составляли врачевательские книги.

Киевская Русь

В конце первого тысячелетия нашей эры было создано первое восточнославянское государство – Киевская Русь. В центре его территории и оказались земли, на которых позднее сложилась белорусская народность.

В 1Х-Х вв. Древнерусское феодальное государство было одним из прогрессивнейших. Оно сыграло важную роль в экономическом, политическом и культурном развитии восточных славян, ускорив процесс формирования древнерусской народности. Наряду с экономикой, культурой дальнейшее развитие получила и медицина. В XI веке на Руси существовали: 1) светская медицина, 2) церковномонастырская медицина, 3) народная медицина.

Разумеется, наиболее передовая светская медицина была доступна только правящей элите. При княжеских дворах работали врачи из стран Востока, которые привнесли в медицину славян достижения арабских хирургов. Кроме того, Киевская Русь поддерживала культурные и экономические связи с Византией, наиболее цивилизованной страной того периода, образованные люди Киевской Руси были знакомы с трудами греческих, римских и византийских врачей.

Однако, государство не устранялось от решения вопросов медицинской помощи населению. В Киевской Руси существовала также бесплатная (“безмездная”) монастырская медицина. Она оказывала медицинскую помощь представителям низших классов. В монастырях населению оказывали помощи безмездные монахи (не бравшие мзду- плату). Объем оказываемой в монастырях хирургической помощи был небольшим: вправление вывихов, кровопускание, вскрытие гнойников, прижигание ран, язв, и др.

В Киевской Руси довольно рано возникли стационары. К середине X века княгиня Ольга организовала первую больницу. Устав князя Владимира Святославича, предусматривал создание “монастырских больниц”, для лечения больных и приюта увечных. В XI веке в Киево- Печерском монастыре Феодосием Печерским основана одна из первых больниц, а в 1091 году в Переславле митрополитом Ефремом была устроена больница для бесплатного врачевания людей безо всякого звания. На содержание больниц и инвалидов был установлен особый налог – “десятина”

Но не только Киев был медицинским центром того времени. На территории нынешней Беларуси центром основания больниц и деятельности врачей был Туров. Туровское княжество в вопросах медицины серьёзно соперничало с Киевом. Подобные больницы существовали также в Полоцке, Пинске.

Основная часть населения пользовалась методами народной медицины, передаваемой из поколения в поколение. Лекари Киевской Руси умели лечить раны, вправлять грыжи, лечить переломы, вправлять вывихи, ампутировать конечности, иссекать омертвевшие ткани, вырезать опухоли, удалять зубы. Эти оперативные вмешательства осуществлялись в бане. Одновременно такие лекари занимался стрижкой волос, бритьем. В результате сложился тип хирурга, широко распространившийся в средневековой Европе – сочетание цирюльника и банщика одном лице.

О хирургической деятельности лекарей Киевской Руси свидетельствуют медицинские инструменты. В Турове и Пинске обнаружены пинцеты, ножницы, иглы, долота, пилки и другие инструменты, которые использовались в хирургической практике. Довольно часто деятельность лекарей-цирюльников была успешной. При раскопках в Гродно, относящихся к XII в., найдены останки людей, перенесших травмы. На одном их черепов видны следы ударов, нанесенных тонким вибрирующим клинком, вероятно саблей, второй сохранил впившуюся в кость стрелу арбалета. В обоих случаях пострадавшие остались жить, получив соответствующую помощь.

Интересно как в Киевской Руси решались вопросы оплаты лечения. Кроме специальных налогов на содержание больниц, предусматривалось и денежное возмещение пострадавшим для проведения лечения. В мирском договоре Великого Киевского князя Олега с Византией (912 г.) есть положение об уплате пострадавшему штрафа за нанесение ран. “Если ударит, кто мечом или будет бить каким-либо другим орудием, то за тот удар или битье пусть даст пять литр серебра по закону русскому”. Такие же договора были с поляками, голландцами и Ригой. В “Правде Русской” (“Правда Роська”) Ярослава Владимировича (1036г.) также предусматривались наказания за нанесения травм и оплата лечения.

Многосторонний медицинский опыт врачевателей раннефеодального периода обобщался и передавался из поколения в поколение не только в устной форме, но и в письменных источниках. В произведениях Х1-ХИ вв. (Иллариона Киевского, Кирилла Туровского, Владимира Мономаха, Даниила Заточника) нередко встречаются описания болезней, высказываются суждения о вопросах врачевания, приводятся способы, как производить очистку и сшивание раны, наложение на нее “привузов” т. е. повязок и пластырей.

Наряду с собственными книгами в Киевской Руси использовалась медицинская литература других народов. С XI века широкое хождение на Руси имел трактат “Физиолог”, являющийся собранием работ античных врачей, в которых изложены естественнонаучные данные, имеющие отношения к медицинской практике. В последствии этот трактат был видоизменен переписчиками применительно к природе Древнерусского государства.

Хирургия в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой

13 век стал роковым для наших народов. Распад Киевской Руси, захват большинства русских княжеств татаро-монголами на 5 столетий разделили народы, проживающие на территории европейской части России и Беларуси. Западнорусские земли в конце 13 века вошли в состав Великого княжества Литовского, а в 16 веке Литовское княжество, объединившись с Польским королевством, образовало единое государство – Речь Посполитую. Традиции оказания медицинской помощи были преемственно сохранены на территории Беларуси и после ее включения в состав Великого княжества Литовского. При переходе в Литву процесс “шпитального дела был на древнерусской основе”. В тоже время следует отметить, что западнорусские земли, избежав татарского нашествия, получили возможность более быстрого развития и экономики, и культуры, и медицины. Поэтому в первые столетия своего существования и Княжество Литовское и в дальнейшем Речь Посполитая были более высокоразвитыми государствами, чем Московская Русь. Соответственно такое положение отразилось на развитии медицины и хирургии в частности.

Тесная связь Литовского княжества с европейскими странами обусловила формирование медицины по их подобию. Характерно для этого периода сильное влияние церкви, которая сдерживала развитие хирургии. В тоже время католическая церковь на западнорусских землях не имела такого как в Европе сильного влияния. Все эти обстоятельства обусловили некоторые самобытные черты хирургии белорусских земель.

В средневековой Беларуси медицинской практикой занимались лица различной квалификации, местные и иностранцы. В этот период на территории Беларуси также как и в европейских странах, хирургическую помощь населению оказывали цирюльники, “бальвежи” (бальве- ры), брадобреи, “портачи” и “приходни” (недоучившиеся цирюльники).

Слово “цирюльник”, по мнению некоторых исследователей, происходит от искаженного греческого “хейрургас” или 4<рукодельник”. В это время практически не было разницы между брадобреями и хирургами, все они занимались лечением и назывались цирюльниками.

Цирюльники выполнял широкий круг ручной работы: от бритья бороды и срезания мозолей до ампутации конечностей, вправления вывихов и грыжесечений. Они оказывали помощь на дому у больных, у себя дома, а иной раз на улице или на рынке.

В XIV- XVIII в Бресте работало 28-32 цирюльников Слониме и Слуцке – 5-7. В ряде городов (Вильно – 1552г., Брест – 1629, Минск – 1635г, Полоцк – 1642г., Гродно – 1649г) они объединялись в цеха также как и другие ремесленники, они получали подтвердительные грамоты о открытии своих цехов. Уставы цирюльников белорусских городов составлялись по аналогии с уставами ранее возникавших цехов цирюльников Кракова, Гданьска, Варшавы и утверждались королем. В приведен, выданной Владиславом 14 августа 1642 г “Полот- ским цирюльникам на право составления ими цеха”, говорилось, что “на таковую просьбу цирюльников города Полотска милостиво снизошли и жалуем им и утверждаем цеховое право и артикулы такие же, какие имеют цирюльники столичного города нашего Вильни”.

Первый цех цирюльников на западнорусских землях возник в Вильно (1552). В нем предусматривалось, что вступающий в цех должен «уметь наточить бритву, ножницы и пущадло – согласно обычаям нашего ремесла, должен также приготовить серую мазь и бурую, и русскую мазь, и черную и зеленую мазь, и порошок приготовить для сломанной кости».

В уставе строго регламентировались этические нормы поведения членов цеха: “Мастера не должны один другому в его лечении пакостить… А если бы к которому из мастеров привезли раненого человека, а сам один не сможет ему помочь, тогда должен иным мастерам то объявить и к себе на помощь взять. А если бы тг го не учинил, а тот раненый помрет и придет на него беда, тогда в с лоте останется”.

Цеха цирюльников не отличались от цехов других ремесленников: они состояли из мастеров (братьев), подмастерьев (товарищей) и учеников (хлопцев). Власть в цехе принадлежала мастерам. Мастера выбирали старшину и ключника, которые ведали административными делами цеха, хранили королевские привилеи и кассу.

Цеха были школами цирюльников. Для приобретения цирюль- нического искусства не требовалось общеобразовательной подготовки. Будущий цирюльник должен был представить документы, свидетельствующие о законном рождении и происхождении от почтенных родителей. Преимущество при приеме в цех предоставлялось наследникам членов цеха.

Процесс учебы продолжался годами: обучающиеся проходили несколько ступеней: ученика (хлопца), полутоварища, подмастерья (товарища), мастера (цирюльника). У мастера могли одновременно учиться два хлопца и один подмастерье (товарищ). После трехпятилетнего обучения хлопец переводился в разряд товарищей. На определенном этапе будущие цирюльники проходили практическую стажировку в путешествии (“вендровке”). Товарищ, в свою очередь, после нескольких лет обучения, включая “вендровку” по другим городам, подвергался специальному экзамену, на котором он должен был продемонстрировать свои знания и “показать пробные штуки”. После сдачи экзамена подмастерье получал звание мастера. Чтобы стать мастером, ученик должен был знать “любую часть человеческого тела от макушки до стопы”, уметь распознавать часто встречающиеся болезни, владеть различными манипуляциями, уметь лечить раны, вывихи, делать кровопускания, правильно пользоваться инструментами, накладывать пластыри, готовить и применять мази, кровоостанавливающие и противоожоговые средства. Такое обучение цирюльников было принято в большинстве стран Европы. Лица, получившие подготовку вне цеха или не выдержавшие внутрицеховых порядков и ушедшие из него, назывались “портачами”. Они, как и странствующие цирюльники “приходки”, преследовались цирюльниками и изгонялись.

Кроме обучения, цеха обязаны были охранять права лиц медицинской профессии.

Кроме обычных лечебных манипуляций, цирюльники часто выполняли смелые и оправданные операции. Вот как одно из таких вмешательств в своем дневнике описывает оперированный шляхтич Игнатий Лаптинский из-под Мстиславля.

«Два цирюльника обнаружили у него на третий день после ранения признаки газовой гангрены нижней конечности. Дав пострадавшему выпить стакан водки. Они приступили к операции. Один из цирюльников сделал разрез “от раны до раны”, протянув сапожную иглу через края и сложив вдвое нитку и приподняв так, что потянулась кожа, и по здоровому месту, на котором не было ни черноты, ни посинения, резанул бритвой. Когда цирюльник сделал несколько больших разрезов, каждый раз протягивая иглу, показалась белая кость. Рана же сделалась большая – на 1,5 четверти локтя длиной и более чем на 0,5 четверти шириной. Окончив операцию, цирюльник взял еще стакан водки и вылил мне ее на рану, это вызвало у меня такую боль, что ни сказать, ни крикнуть я не смог, но эта боль не длилась долго, и рана очистилась. Послеоперационный период протекал благополучно». Этот пример свидетельствует о высокой квалификации цирюльников и дает представление о методах обезболивания и дезинфекции ран в то время.

Кроме цирюльников-ремесленников на территории Белоруссии в 14 веке начинают работать врачи с высшим медицинским образованием (доктора медицины). В этот период подготовка врачей с высшим медицинским образованием проводилась в Праге и Кракове, где уже в конце 14 и начале 15 веков были созданы “бурсы” (колонии) для “литовцев” и “русских” для обучения врачебному делу выходцев из Великого княжества Литовского. Но следу ет отметить, что врачи с высшим образованием не занимались хирургией, так как в этих университетах подготовка велась, как и во всех европейских, где преподавание хирургии было запрещено.

Цеховая организация цирюльников сыграла большую роль в развитии хирургии белорусских земель, под её влиянием возникли более совершенные формы медицинского дела, начали создаваться лечебные шпитали. Они открывались и содержались магистратами, православными и католическими соборами, монастырями, братствами, феодалами, а также цеховыми объединениями цирюльников. Шпитали открылись в Витебске не позднее 50-х годов XV века, в 16 веке в Полоцке. “Люди медицинского звания” были также при дворах великих князей и крупных магнатов (Радзивилов, Чарторийских, Сапег, Хрептовичей и др.).

Шпитали объединяли функции лечения и презрения с предпочтением функции лечения. Лечение осуществляли приглашенные ме- дико-хирурги и цирюльники. Они выполняли операции, регулярно осматривали больных, записывали состояния больных и сделанные назначения, т. е. вели медицинские документы, явившиеся предшественниками современной истории болезни.

В 15-16 веках число врачей на белорусских землях, постоянно увеличивалось. Благодаря тесным связям с европейскими странами медицина белорусских земель в этот период значительно укреплялась, обогащалась, становилась на один уровень с европейской. По разным причинам многие белорусские лекари работали в Российском государстве. Интересен тот факт, что Дмитрий Долгорукий по повелению русского царя во время русско-польской войны 1654-1667 гг. отсылал белорусских лекарей для работы в Российский лекарской приказ. Это подтверждает, что квалификация белорусских врачей оценивалась высоко. Белорусские лекари привезли много книг в Московское государство, в дальнейшем по ним учились многие русские врачи. Следует отметить, что эта медицинская литература была издана не только в европейских странах, но и в Литовском Княжестве. Только за столетие в бывшем Великом княжестве Литовском, с 1525 по 1625 г. было напечатано примерно 698 книг, в том числе 5 медицинских.

Хирургия Московской Руси

Татаро-монгольское иго на несколько столетий затормозило развитие культуры, науки и медицины в восточно-русских землях. Еще в Х1У и ХУ веках на московской Руси не было научных центров изучения медицины, обучения хирургии не проводилось. Оказание хирургической помощи проводилось лекарями, основывающихся в своей деятельности на народную медицину. Среди них выделяли лечцев, кровопусков, костоправов, зубо- волоков, камнесечцев, очных мастеров. Укрепление централизованного Московского государства в 16-17 веках благоприятно сказалась на развитии в этот период хирургии. В конце 16 века для организации медицинского дела был учрежден Аптекарский приказ, который являлся руководящим медицинским учреждением. В его обязанности входила подготовка врачей. В России обучению оказанию хирургической помощи стали уделять внимание раньше, чем в Европе. Первые костоправные школы были учреждены в Московии царем Алексеем Михайловичем в 1654 г. Хирургическая помощь в тот период оказывалась царскому окружению, боярам иностранными врачами, а для нужд армии и гражданского населения готовили приказных лекарей. Следует отметить, что в России в отличие от Западных стран не было унизительного разделения врачей на докторов и хирургов. Любой русский врач должен был владеть хирургическими манипуляциями, и при получении звания врача получал набор хирургических инструментов. Система подготовки приказных лекарей была следующей. Из грамотных детей стрельцов, ремесленников набирали обучающихся. Обучение проводили иностранцы или свои лекари с большим опытом. Учеба длилась 5-6 лет. После этого только присваивалось звание лекаря. Приказные лекари осуществляли перевязку ран, остановку кровотечений, лечение переломов и вывихов, производили ампутации, вскрывали гнойники, удаляли секвестры.

В 17 веке вновь начали создаваться стационары, в том числе хирургические. В начале они создавались при осаде городов вражескими войсками, а в 1682 году указом царя в Москве был открыт первый стационарный госпиталь. Ради справедливости следует отметить, что в этот период Российское государство находилось в некоторой самоизоляциии, поэтому многие научные медицинские открытия или не доходили или доходили из Европы со значительным опозданием. Значительный прогресс в развитии хирургии, как и в прочем многих других сторон жизни, связан с именем Петра I. Поэтому анатомический период для русской хирургии наступил во времена его правления.

YouPlastic.ru